Российский медиа-художник, куратор и искусствовед, автор проектов «Ноль рублей» и Gop-Art Кирилл Шаманов рассказывает о нашумевшем проекте"Tajiks-Art", одним из основателей которого он является
Я помню, насколько был поражён интонацией высказывания Н.А.Бердяева: «…Любовь так искажена, профанирована, опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви». Если заменить слово «любовь» на слово «искусство», то изменится немногое. И, тем не менее, в искусстве мы постоянно слышим высокопарные, многословные до потери смысла речи и видим истерично пытающиеся прикинуться искренностью потуги на причастность к искусству, на отмеченность им. Как с ними быть в эпоху "смерти автора" и всеобщего спектакля? Кажется, гениальный выход нашли питерские художники-проходимцы из группы "Tajiks-Art"!
Под новый 2009-ый год, в Живом Журнале появился новый блог. Неизвестные анонимы, представившиеся как фирма "Tajiks-Art", предложили воспроизвести перформансы знаменитых художников за небольшие деньги. Трудно недооценить иронию, ведь известно, что именно жанр "перформанса" всегда претендовал на неповторимость, на существование именно в момент создания, и вдруг, повторение(!) перформанса и за деньги!!!!!
Вот это сообщение:
"Здравствуйте!
Мы представляем уникальный продукт для Вашего выставочного пространства!
Кардинально новый подход! Силами наших специалистов мы повторим для Вас классические перформансы, вошедшие в историю искусства. Никакой скучной документации - наши услуги доступны, и Вы сможете показывать перформанс хоть каждый день!
+ Гибкая система скидок и выполнение пожеланий заказчика―сделайте свой перформанс нашими силами.
Потратив небольшую сумму, Вы избавитесь от кураторских хлопот и получите качественный продукт по доступной цене!"
И тут же был опубликован краткий Прайс-лист на "услуги"(см. Илл.)
Оба эти заявления произвели шок и трепет, портал "Openspase" обрушился с критикой, Олег Мавромати назойливо домогался до анонимов с двусмысленными предложениями. Лихорадочный обзвон всех знакомых московскими перформансистами не дал результатов, Таджикс-Арт остался не разоблачён и с настойчивостью, не свойственной молодым художникам, требовал деньги за организацию перформансов по указанному прайсу.
И вот, спустя почти полгода после появления, когда уже вбивали последний гвоздь в гроб идеи, в мае месяце был произведен первый заказ - модный московский клуб "Солянка" заказал перформанс Марины Абрамович "Балканское барокко".
АУ: Что было самым сложным в подготовке этого перформанса, и как вы оцениваете опыт, полученный в «Солянке»?
ТА: Ничего особенно сложного не было. Суть перформанса, за который Абрамович получила Первую премию в Венеции, в том, что она мыла щеткой кости и напевала Сербские песни, а в это время натовские бомбардировщики бомбили Сербию. Ну, мы приехали из Питера в Москву, купили 300 килограммов свиных и говяжьих костей, доставили в "Солянку". Вдруг персонал понял, что "кости воняют". Пришлось их реально сполоснуть с «Fairy». Вонять они не перестали, но персонал успокоился. Собралась огромная толпа, камеры от польского 1-го канала, Аль Джазиры и "Russia Today". Катя - украинская девушка гастарбайтер, которая была нанята за внешнюю схожесть с Абрамович, вышла на сцену, заваленную костями, и спокойно их мыла час, напевая украинские песни, все прошло спокойно. После нас был концерт Джимми-Джимми. Деньги заплатили своевременно. Кажется, в "Солянке" так и не поняли, что произошло. Вся критика, включая "Openspase", осталась довольна, но успех приписывался девушке Кате, хоть все и начали ругаться, что девушка была не таджичка и не таджик.
АУ: В самом деле, почему название было выбрано именно Таджикс-Арт, а работала украинская девушка?
ТА: В России "таджики" стали нарицательным именем "гастарбайтера", но в первом проекте заказчики хотели сфокусироваться на мимикрии под изначальный образец, и была выбрана Катя.
Действительно, этот вопрос нам тогда часто задавали, и поэтому второй перформанс был сделан при участии "настоящего" таджика Руслана. Галерея "Риджина" открывала выставку Джонотана Меезе и нас пригласили повторить один из его перформансов - "Диктатура Искусства", где Меезе в трансе и фашистской фуражке кричит в мегафон цитаты из Вагнера и вызывает к жизни Гитлера и Сталина, кажется, чтобы те разобрались с проблемами в искусстве или что-то в этом роде. Наш Руслан отлично справился, правда, когда он начал кричать на московский истеблешмент "Хайль Гитлер" и "Сталин, воскресни!" с таджикским акцентом и напевать вольные переводы Вагнера на таджикском… Мда! Его терпели 40 минут, хотя оплачен был час. Мы очень рады, что не сохранилось видеозаписей этого перформанса! Короче, так мы ответили на все вопросы, почему "Таджикс-Арт" именно "Таджикс", и сделали это открыто и интернационально. Ведь эксплуатация человека человеком при капитализме не знает национальностей, а подчиняется рыночному принципу выгоды. Вот и мы как фирма преследуем единственную выгоду: финансовое обогащение. И готовы, как и весь цивилизованный мир, делать деньги, эксплуатируя слабых и глупых, экономя ресурсы и давая шансы нуждающимся вне зависимости от нации, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации…
АУ: Как интересно, а что такое для вас эксплуатация?
ТА: Эксплуатация - это основа капитализма, а поскольку капитализм победил, и из России это видно очень хорошо, нужно принимать законы игры. Левая риторика слишком утопична и запутана, чтобы быть сегодня понятной массам и даже самим левым, на постсоветском же пространстве левая риторика просто смешна, в конце концов, она до сих пор строится на предположениях, залитых кровью. Любые попытки "сопротивления системе", системой давно приватизированы и работают на её укрепление. Мы видим последний рубеж нон-конформизма как свободу, полученную в результате обогащения: только будучи богатым можно сохранять независимость, и долголетие, своё и своих идей. Только создав свою систему можно не поддаваться другим системам - "Долой революцию!" и "Даёшь деньги, славу, элитную недвижимость, дорогие вина, радиоточку, пол, паркет, санузел раздельный, дом кирпичный … и первый-последний не предлагать!", так сказать.
АУ: Расскажите о проекте в «Гараже». Это ведь был уже серьезный уровень, персональный проект на главной, в будущем, площадке Московской биеннале!..
ТА: «Гараж» заказал "Tajiks-Art" перформанс гениального Сантьяго Сьерра, тем самым продемонстрировав изящный вкус в нашем деле. Суть перформансов Сьерра в исследовании понятия "труд" в современном обществе. Он нанимает людей и с почасовой оплатой заставляет держать на руках, например, бетонный куб или за деньги наносит людям татуировки… У него был перформанс "Оплаченные люди", который нам предложили повторить. В нем сотни людей стоят, не сходя с места, и "томятся" за деньги. За три дня мы собрали 300 человек, которым было предложено просто стоять два часа за 500 рублей каждому. Неожиданно оказалось, что собрать в одном месте 300 таджиков - очень дорого! И мы, в поиске материала для нашего искусства, вышли на ещё один рынок рабов в Москве. Пришлось, как и Сьерра, обратиться в специальную рекрутинговую контору, и выяснилось, что самые дешевые люди - это студенты и молодёжь для промо - акций, те самые ребята, которые стоят на массовках кино и (!!!) на митингах "Молодой Гвардии" и "Наших". Они отлично и самоотверженно стояли "за пятьсот", четверо упали в обморок, одного увезла скорая.
Надо сказать, наши перформансы ставят исполнителей в странную ситуацию, и часто личность исполнителя перевешивает саму идею перформанса, наполняет его новыми, иными, но гораздо более живыми смыслами, нежели документация. Исполнитель, его неожиданное и даже нежданное появление, и "пребывание" в искусственной, пропитанной противоречивыми смыслами ситуации, делает его в ней абсолютным доминантом. И все его личностные черты выпукло и даже иногда гротескно врываются в восприятие зрителя, который неосознанно ждал какой-то игры, исполнения, но стал реальным свидетелем добровольной эксплуатации, ни в чем не участвующего и ничего не понимающего человека, которого никто никогда не заметил бы, если бы не случай и его нужда.
АУ: Ну, и как доходы?
ТА: Действительно, мы заработали небольшие суммы, но, как настоящие бизнесмены, поняли, что рынок перформанса ограничен, и решили вложить деньги в производство. А поскольку основной товар на рынке - всё ещё картины, были куплены холсты, краски и кисти. Экспертный совет Арт-Москвы 2009, в виде исключения, предоставил нам место на ярмарке. На экспозиции гастарбайтеры-таджики по фотографиям воспроизводили картины знаменитых современных художников - Бэнкси, Твомбли, Поллока…и картины тут же поступали в продажу.
Специальным проектом шел наш алкогольный проект "Tajiks-Spirit", абсолютная метафора эксплуатации, алкоголь на основе крови гастарбайтеров. На заработанные неправедным трудом у наворовавшихся капиталистов деньги, мы собрали с 20 гастарбайтеров 200 граммов крови, и, смешав их в известной пропорции с сахарозой и дрожжами, поставили брагу. Всё прекрасно взбродило и после дистилляции было выставлено на продажу и предложено к употреблению.
Собственно, на Арт-Москве мы поставили перед собой задание быть как все. Мы выступили как молодая независимая галерея: нашли двух перспективных "молодых-послушных художников" Руслана и Эдика и обеспечили им промоушен. Эдик и Руслан получили необходимые материалы и кураторскую поддержку, получили гонорар за свою работу и процент от продаж картин. Несмотря на то, что это был их первый опыт в живописи, с полученным гонораром за первые два дня работы они поступили, как настоящие художники: деньги спустили на женщин и развлечения, получили выговор по основному месту работы и прогуляли следующий рабочий день у нас.
Процесс биокопирования искусства пользовался такой популярностью у зрителей и потенциальных покупателей, что они были готовы ждать по нескольку часов начала акции. Пресса ждала начала перформанса 4 часа, а гости 2. И это довольно концептуально, ибо Руслан с другом приехать раньше просто не могли: они после основной работы приезжали к шести, и получалось, что толпа элито-богемной публики ждала окончания рабочего дня таджиков!
Производство картин, в отличие от перформансов, открыло нам новые горизонты. Избегая демпинга на наши перформансы, приходилось отказываться от некоторых коммерчески невыгодных предложений. И вот у нас появился "товар", который можно бесплатно выставлять на продажу. И картины начали гастролировать. В Петербурге нашу выставку посетила Губернатор Валентина Матвиенко. Только что закончилась выставка в Перми, на ней были Губернатор и мэр Перми – «Таджик-арт» хорошо понятен власть имущим и богачам, как плоть от их плоти. Наличие товара экономит средства нашим заказчикам и дает нам возможность продавать работы, что приносит доходы нам и нашим сотрудникам, которые получают процент с продаж.
АУ: Есть ли что- то, что вы считаете важным сказать?
ТА: Хотелось бы отметить, что мы подавали проект на несколько премий: Премию Курёхина, Премию Пинчука, Премию Кандинского, но ни одна из них ни в одной из номинаций не пропустила наш проект даже до выставочной фазы! Это, по меньшей мере, странно, так как многие кураторы, критики и влиятельные художники выражали свой восторг от проекта, сняты десятки тв-сюжетов, сотни статей в прессе, мы мелькаем даже на обложках журналов и газет, но в премиальных листах мы видим другие имена?!! Не хочется верить, что это непринятие в искусство "нового Другого", гастарбайтера, "чужого". Вряд ли это расизм, но ханжество российской арт-системы - налицо! Выбираются не лучшие и заметные, нуждающиеся в поддержке, а удобные и послушные, как таджикские рабы, нерефлексивно биокопирующие историю европейского искусства холуи.
21.12.2010
на услуги Tajiks-Art
Tajiks-Art's services
Повторение перформанса Марины Абрамович
Повторение перформанса Сантьяго Сьерра